Регистрация / ликвидация предприятий
Общие детали в процедурах регистрации и ликвидации юридических лиц
Одним из направлений работы налоговой службы является регистрация юридических лиц и их ликвидация при прекращении деятельности или обнаружении в ней признаков нарушения законодательства. Несмотря на некоторые отличия процедуры в различных случаях, все сводится к внесению информации о функционирующих фирмах в единый реестр ЕГРЮЛ. Благодаря такому подходу обеспечивается полный контроль над деятельностью организаций, работающих на территории страны.
В каких случаях привлекают специалистов
Для проведения обеих процедур законодательство РФ предусматривает определенную последовательность действий: начиная с оплаты государственной пошлины и подготовки пакета документации вплоть до внесения записи в ЕГРЮЛ. Но на практике у владельцев бизнеса возникает немало затруднений, приводящих к ошибкам и лишним издержкам.
Там, где специалист справится быстро и безошибочно, самостоятельные попытки весьма регулярно приводят к необходимости переделок:
Правильный выбор организационно-правовой формы, кодов ОКВЭД направлений деятельности. Неверный выбор может привести к невозможности деятельности без нарушения законов.
Подбор наиболее выгодной системы налогообложения. Этот момент тесно связан с предыдущим пунктом, ведь от видов деятельности зависит есть ли ограничения по свободному выбору способа расчета налогов или нет.
Немаловажными моментами являются правильный выбор наименования, региона и адреса регистрации юридического лица. Важно избежать ошибок.
На этапе подготовки к ликвидации возникает еще больше вопросов. Ведь предусмотрено несколько способов закрытия фирмы, еще и существует масса вариантов реорганизации, позволяющей продолжить ее деятельность в иной форме. Поэтому считается правильным привлекать к оформлению документации опытных специалистов, имеющих практические навыки и владеющих актуальной нормативной базой.
Учредительные документы для регистрации
Первым шагом к созданию собственного предприятия является подготовка к регистрации юридического лица. Пакет документов начинают собирать, когда решено, какую именно организационно-правовую форму для фирмы выбрать, чем она будет заниматься и каким образом уплачивать налоги государству.
Учредительные документы для первичной регистрации предусмотрены следующие:
1.Договор об учреждении. Прилагается только в случае наличия двух или большего числа учредителей ООО;
2.Протокол собрания учредителей или решение учредителя;
3.Устав. Предварительно его требуется разработать согласно пожеланиям владельца компании и требованиям закона. Здесь не обойтись без квалифицированных кадров в этой области;
4.Список участников, даже если учредитель всего один;
5.Заявление по форме Р11001 (форма утверждена нормативными актами);
6.Квитанция об уплате государственной пошлины.
Если выбранные виды деятельности позволяют применять УСН (упрощенную систему налогообложения), то рекомендуется приложить заявление о переходе на нее сразу с момента регистрации юр. лица. Для всех фирм «по умолчанию» устанавливается система уплаты налогов по стандартной схеме, маловыгодной для большинства бизнесменов.
Порядок государственной регистрации организаций
Перед подачей заявления в налоговую службу следует убедиться в правильности создания всех необходимых документов. При наличии нарушений может последовать отказ, из-за чего придется заново оплачивать госпошлину, да и время будет упущено. Также следует учитывать ограничения по смене системы налогообложения, сделать это можно не ранее, чем через календарный год после регистрации, поэтому важно сразу сделать правильный выбор.
После подачи заявления в ФНС со всеми приложенными документами остается ждать до 3 рабочих дней, в течение которых проходит государственная регистрация, после можно приступать к работе. Следующими шагами обычно становятся такие действия:
1.Получение в налоговой службе выписки из ЕГРЮЛ с отметкой о регистрации ИП или ООО. Также забирается вторая копия устава;
2.Заказ изготовления печати;
3.Получение в Госкомстате информационного письма о присвоении кодов на виды деятельности;
4.Открытие расчетного счета в банке;
5.Постановка на учет в Пенсионном Фонде России (ПФР), Фонде Социального Страхования (ФСС), Фонде Медицинского Страхования (ФМС).
Детали заметно зависят от конкретной ситуации, лучше, если посильную помощь окажет опытный юрист. Ведь деятельность может вестись только с наличными средствами и без печати, наемных сотрудников не будет. От всего этого зависят действия владельца фирмы.
Есть ли различия в регистрации ООО и ИП
Нередко возникают вопросы о целесообразности регистрации предприятий в виде ООО или иных юридических лиц. На практике такой необходимости обычно нет, в связи с чем упрощенный порядок открытия ИП часто привлекает владельцев бизнеса. Исключением становятся случаи, когда законодательство для определенных видов деятельности требует регистрации ООО (продажа алкогольной продукции и т.п.).
Различия заключаются в пакете подаваемых документов — для ИП достаточно заявления и копии паспорта владельца фирмы. Также обязательна оплата госпошлины и заявление о переходе на УСН, как наиболее популярную систему налогообложения. Все остальные детали общие, что позволяет однажды, изучив процедуру, провести ее самостоятельно.
Основные причины ликвидации предприятий
Если открыть фирму относительно легко, когда приходит время ее ликвидации возникает множество вопросов. В процессе своей деятельности у компании возникает взаимосвязь с другими юридическими лицами, накапливается масса бухгалтерской документации, как и долгов перед кредиторами, работниками, ФНС, фондами.
Причин для закрытия юридического лица несколько:
1.Отсутствие фактической деятельности или прибыли от нее;
2.Достижение целей или конечного срока, указанных в уставе;
3.Обнаружение признаков нарушения законов РФ;
4.Многочисленные долги перед бюджетом, фондами.
На практике встречаются различные вариации, на первый взгляд, однотипных моментов. Разбираться в них проще совместно с опытным специалистом или группой таковых. Если просто «бросить» фирму, то владелец рискует быть привлеченным к административной или уголовной ответственности.
Добровольная и принудительная ликвидация
В юридической практике разделяют несколько направлений по ликвидации предприятий. Выбор способа зависит от конкретной ситуации и множества факторов. Распространены следующие варианты:
1.Добровольная. Проводится по решению собственников компании;
2.Принудительная. Закрытие фирмы по решению суда из-за иска со стороны ФНС или иных надзорных органов;
3.Банкротство. Способ ликвидации предприятия с долгами, обеспечить которые оно не может, в том числе и за счет продажи собственного имущества.
Закрытие по решению учредителей или банкротство проводится в любой момент, когда в этом возникает необходимость. При наличии решения суда, предписывающего прекратить деятельность фирмы путем ликвидации, процедура инициируется вне зависимости от их желания. В теории подать иск на закрытие могут ФНС, ПФР, антимонопольная служба, но на практике чаще этим занимается налоговая служба из-за постоянных долгов перед ней.
Процедура закрытия организации
Последовательность подготовки и проведения ликвидации, как и регистрации, полностью предписана текущим законодательством. Имеются готовые схемы для каждого варианта от добровольного закрытия до проведения банкротства по упрощенной схеме.
Общая процедура выглядит следующим образом:
Подача заявления в ФНС и внебюджетные фонды о предстоящем закрытии.
Полная инвентаризация и расчеты с кредиторами.
Распределение остатков имущества между участниками предприятия.
Государственная регистрация ликвидации.
Процесс этот требует большого опыта проведения подобных мероприятий. Ведь нюансов здесь значительно больше, чем при открытии фирмы. В случаях наличия задолженностей вероятны длительные судебные тяжбы, иногда претензии со стороны ФНС или фондов по уплате дополнительных платежей.
Есть ли альтернатива ликвидации
Чтобы избежать ряда негативных последствий вроде необходимости полного расчета по счетам имеющихся кредиторов, все чаще предпочитают проводить реорганизацию фирмы. То же слияние нескольких компаний, помимо увеличения ресурсной базы, позволяет им объединить усилия и за счет совокупной прибыли выйти из кризиса, вернуть максимально доступную рентабельность.
Гражданским Кодексом РФ предусмотрен целый перечень форм реорганизации, дающих возможность сохранения функционирования предприятий с изменением направления их деятельности. Это выделение, присоединение, преобразование или разделение. Благодаря столь внушительному списку легко подстроиться под любую ситуацию на рынке, выйти из кризисной ситуации, обеспечить высокую прибыльность бизнеса.